Мифы и легендыВ человечестве осталось незначительное число письменных источников и устных сказаний, в которых существует чёткое указание на то, что Священное имя Бога Отца – Один, а также приводятся Его другие имена, под которыми Он известен людям. В настоящее время память об Одине сохранилась лишь как о верховном Боге северной мифологии. В соответствии с ней Бог Один – верховный Бог скандинавского пантеона. Он вдохнул жизнь в первых людей, создав их из веточек Мирового Древа Жизни, поэтому Его ещё называют Альфред («Всеотец») и Хор («Высокий»). Одину в западногерманской мифологии и пантеоне соответствует имя Водан или Вотан. Этимология имени Один – Водан указывает на вдохновение и провидческий дар. Власть Одина основана не только или даже не столько на силе, сколько на великой мудрости и магических способностях. Тацит (I век н. э.) описывал Водана под римским именем Меркурий, с именем которого связывался тот же самый день недели – среда («Германия», IX). В VI–VIII веках ещё существовало множество надписей по всей территории Европы с именами Один и Водан. Во Втором мерзербургском заклинании (на излечение коня), записанном в X веке, Водан выступает как основная фигура и носитель магической силы. Имеются свидетельства почитания Водана германскими племенами: франками, саксами, англами, вандалами, готами. В позднейших немецких легендах Он фигурирует как водитель «дикой охоты» – душ павших воинов (эйнхериев) и хозяин небесного рая (Вальхаллы). Небесная дружина Одина постоянно сражается, умирает и снова воскресает для новых битв. Один – первый и главный ас. Он был сыном Бора и Вестлы. У Него были братья – Вили и Ве. Мать Одина – Вестла – была дочерью великана Бёльторна. Один был мужем Фригг и Отцом других Богов из рода асов. В частности, от Фригг у Него родился сын Бальдр, а от любовных связей с Ринд и Грид – сыновья Вали и Видар. Тор также считается сыном Одина. Один выступает под многочисленными именами и прозвищами: Игг («страшный»), Гримнир («скрывающийся под маской»), Хрофт («мудрый»), Харбард («седая борода»), Хникар («ниспровергатель», «пронзающий») и др. Перечень имён Одина дан в «Речах Гримнира» и в «Старшей Эдде». Его знали также под именем Йолнир («Отец солнцеворота»). Этот бородатый старик появлялся во время зимнего солнцестояния и просил позволения пожить в чьём-нибудь доме. С Ним охотно делились едой и пускали к себе, так как в будущем это приносило счастье, а отказ приютить странника мог привести к страшным бедам. Подобный образ Одина явился прародителем нынешнего Санта Клауса и Деда Мороза. Один часто меняет обличья. Один живёт в Асгарде в небесном жилище, крытом серебром и называемом Гладсхейм. Там Он восседает на престоле Хлидскьяльв. В небесном царстве, рядом с Одином, живёт и Его дружина – павшие воины. Служат Одину воинственные валькирии, которые распределяют по Его приказу победы и поражения в битвах. Одина считают Богом войны и ниспровергателем тиранов, Богом военной дружины и воинской судьбы, а также покровителем героев. Один также считается инициатором первой войны между асами и ванами, так как Он кинул копьё в войско ванов. Его копьё Гунгнир («не дающее промахов») – символ военной власти и военной магии – является постоянным атрибутом Одина. У Одина есть и ещё один магический атрибут: кольцо Драупнир, «порождающее себе подобные».
Согласно поверьям, радуга на небе появляется всякий раз, когда Великий Один открывает дверь в Асгард, чтобы посмотреть на мир людей. Одину служат мистические животные: вороны и волки. Имена Его воронов: Хугин («думающий») и Мунин («помнящий»). Имена Его волков: Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»). У Одина есть волшебный конь Слейпнир («скользящий»), на котором Он легко перемещается по всем мирам и пространствам. Один одноглаз, ходит в синем плаще и надвинутой на лоб широкополой шляпе. Существуют два объяснения одноглазости Одина. По одной версии, Он отдал один свой глаз за приобретение мудрости. По другой версии, у Него всё же два глаза. Одним глазом Он смотрит на мир людей, поэтому людям виден этот глаз, а другим – на Божественный Мир, поэтому людям не виден этот глаз. Один сам себя принёс в жертву, когда, пронзённый собственным копьём, девять дней висел на Мировом Древе Иггдрасиль, после чего утолил жажду познания священным мёдом из рук деда по матери – Великана Вёльторна, а также получил от него руны – носители мудрости. Это «жертвоприношение» Одина, описанное в «Речах Высокого» в «Старшей Эдде», представляет не столько воинскую, сколько шаманскую инициацию. Это миф о посвящении первого шамана. Существует ещё один весьма близкий сюжет – в «Речах Гримнира». Один под видом странника Гримнира, захваченный в плен конунгом Гейррёдом, восемь ночей находится между двух костров, пока юный Агнар не даёт Ему напиться. После чего Один начинает вещать и заставляет Гейррёда упасть на свой меч. Шаманский характер имеет и поездка Одина в Хель, где он пробуждает вёльву (пророчицу), спящую смертным сном, и выпытывает у неё судьбу Богов («Прорицание вёльвы» в «Старшей Эдде», «Сны Бальдра»). Один тесно связан с Мировым Древом, соединяющим различные миры. Последнее даже носит имя Иггдрасиль, что буквально означает «конь Игга», т. е. конь Одина. У корней Мирового Древа в Асгарде находится Источник Судьбы, у которого живут три норны-волшебницы: Урд, Скульд и Верданди. Имена норн трактуются по-разному: Урд – «судьба» или «прошлое», Верданди – «становление» или «настоящее», а Скульд – «долг» или «будущее». Норны отмеряют жизнь человеку и плетут жизненный путь. Человек рождается в тот момент, когда они вплетают его нить в общий узор, а умирает, когда нить завязывают узелком и обрезают. Норны приходят к колыбели каждого новорождённого, чтобы определить его судьбу. Кроме ткачества и предсказания будущего и людских судеб, норны заняты уходом за Иггдрасилем. Их прямая обязанность – поливать это Древо, обмазывать его древнюю кору смягчающим всё илом и отпугивать разных животных, которые всё время пытаются грызть Иггдрасиль, чтобы погубить его, т. е. уничтожить Жизнь. Мировое Древо – опора мироздания – соединяет и питает девять миров, лежащих на трёх уровнях: в подземном мире (Хельхейме) живут великаны, в небесной обители (Асгарде) живут боги – асы, в среднем мире (Мидгарде) – люди. Боги под руководством Одина каждое утро встречаются на совете у корней Древа. Один – отец колдовства и колдовских заклинаний, владелец магических рун, Бог Мудрости. Мудростью Один отчасти обязан мёду, который иногда прямо и называется мёдом вдохновения и поэзии. Этот мёд Один добыл у великанов, таким образом став Богом поэзии. В «Прорицании вёльвы» есть намёк на то, что Один отдаёт свой глаз великану Мимиру за мудрость, содержащуюся в его медовом источнике. Правда, одновременно говорится и о Мимире, пьющем мёд из источника, в котором скрыт глаз Одина, так что сам глаз Одина, в свою очередь, представляет источник мудрости. Один – божественный титул, который означает «знаток рун», «преданный» и «жрец». Соревнуясь в мудрости, Он побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Один – воплощение разума, не отделённого от шаманской интуиции и магического искусства – от хитрости и коварства. Один вместе с другими «сынами Бора» участвует в поднятии Земли и устройстве Мидгарда, находит и оживляет древесные праобразы первых людей. В конце времён в последней битве, которая носит название Рагнарёк, Один сражается с волком Фенриром, который проглатывает Его. В свою очередь волка поражает Видар – сын Одина. Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» (XIII век) представляет Одина и других Богов древнейшими королями. От Водана ведут свой род англосаксонские короли. Датский королевский род Скьёльдунгов (согласно англосаксонскому эпосу о Беовульфе) ведёт своё происхождение от Скьёльда, сына Одина. Согласно «Саге о Вёльсунгах», Один стоит и у начала легендарного королевского рода Вёльсунгов, к которому принадлежит и Сигурд – знаменитый герой общегерманского эпоса. Существует легенда, что Один пришёл на север Европы, по одной версии, с Кавказа, по другой – из Центральной Азии, в которую Он переместился из Алтая. В соответствии с этой легендой, главе одного из тюркских родов (до XI века тюрками называли русов, славян и др.) было видение, после которого он принял имя Один и повёл свой род на Запад и на Север, беря под своё управление огромные территории (указание на аналогичную информацию есть и в «Старшей Эдде»). Кстати, именно поэтому руническое письмо на Алтае, в Монголии, Сибири и руны, найденные в Европе, идентичны. Одину (Вотану, Водану) и всему Его Божественному пантеону посвящено огромное количество праздников. Наиболее известный из них – праздник Свадьбы Бога Отца и Богини Матери, или праздник Плодородия и Весны, который отмечается ежегодно в ночь с 30 апреля на 1 мая. С приходом в Европу христианства этот праздник получил название Вальпургиева ночь и в глазах христиан превратился в ежегодный шабаш ведьм, во время которого можно даже увидеть Одина во главе своей «дикой охоты». В основном это всё, что осталось в памяти людей о Боге Отце – Великом Одине. Тем не менее и этой информации достаточно, чтобы выделить главное:
|